Урок первый

Фидуция (Fiducia) — в римском праве юридическая сделка, основанная на доверии. (определение - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб., 1890—1907. )

Фидуциарная сделка (от лат. fiducia — доверие) — сделка, основанная на особых, лично-доверительных отношениях сторон. Утрата такого характера взаимоотношений дает возможность любой из сторон в одностороннем порядке отказаться от исполнения сделки, например, поручения, доверительного управления имуществом.

В обоих определениях подчеркивается, что при передаче регулярного контроля и управления собственностью или бизнесами наиболее критичным для собственника(собственников) является выбор фидуциарного управляющего как лица, заслуживающего особого доверия. Доверия и как личность, и как профессионал.

Договор фидуциарного управления – договор, по которому принципал (собственник или собственники) передает фидуциарному управляющему часть своих прав собственника (как владельца, совладельца или акционера) для осуществления управляющим регулярного контроля за активами в интересах принципала, управления активами в случаях и в пределах полномочий, определенных этим договором, своевременного информирования принципала об отклонениях от стратегии управления, KPI и нарушениях прав принципала.

То есть, на фидуциарного управляющего возлагаются:
1.Регулярный контроль.
2.В некоторых случаях, вмешательство в оперативное управление в пределах полномочий, оговоренных договором. Договор фидуциарного управления может давать или не давать управляющему такие полномочия.
3.Своевременное информирование принципала об отклонениях и о нарушении прав принципалов.

Все эти функции осуществляются на основании делегированных по договору прав собственника. Поэтому фидуциарные отношения тесно связаны с корпоративным управлением.

Корпоративное управление
В мировой практике под термином «корпорация», в узком смысле, подразумевается публичное акционерное общество (от англ. incorporated), в широком смысле – крупное предприятие, большой бизнес, учрежденный группой собственников.

Корпорация (от лат. corpus — тело): В соответствии с п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган. В противоположность корпорациям унитарными называются юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства.

В учебнике «Корпоративное право» под редакцией И.С.Шиткина выделены следующие

основные признаки корпорации:
1) корпорация признается юридическим лицом;
2) корпорация представляет собой союз или объединение физических и/или юридических лиц, являющихся субъектами права, которые приобретают статус участника (члена) корпорации;
3) корпорация - "волевая организация"; воля корпорации определяется групповыми интересами входящих в ее состав участников, воля корпорации отлична от индивидуальной воли входящих в ее состав членов;
4) корпорация как юридическое лицо сохраняется независимо от изменения состава ееучастников;
5) корпорация - это объединение не только участников, но и их имущества (вкладов в уставный капитал, паев, взносов);
6) имущество, внесенное участниками в корпорацию, принадлежит корпорации на праве собственности;
7) участники корпорации, как субъекты корпоративных отношений, являются носителями прав и обязанностей по отношению как к самой корпорации, так и друг к другу;
8) корпорация представляет собой организационное единство, выражающееся в том числе в наличии органов управления, высшим из которых является общее собрание акционеров (участников).»
То есть, в такой трактовке корпорацией может быть названо не только публичное акционерное общество, но и непубличное акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, кооператив и другие юридические лица, учрежденные несколькими лицами с соответствующими правами.
Для бизнесов – юридических лиц, созданных с целью получения прибыли - наиболее важными являются такие права участников-собственников:

1.Определять направления деятельности, утверждать цели и стратегию для корпорации.

2.Утверждать устав.

3.Нанимать исполнительного директора.

4.Утверждать крупные сделки.

5.Распоряжаться прибылью, направляя ее на дивиденды или на развитие корпорации.

6.Контролировать реализацию утвержденных целей и стратегии.

Фидуциарному управляющему всегда передается право контроля, также может передаваться или не передаваться право утверждать какие-то сделки и вмешиваться в оперативное управление корпорацией в узко определенных пределах.

Корпоративное управление (англ. corporate governance) — важное понятие, до сих пор не имеющее точного определения в русскоязычной литературе, существует, как минимум, четыре толкования этого термина:

1.как система отчётности управленцев (менеджеров) перед акционерами;

2.как система взаимоотношений менеджеров и владельцев (акционеров) компании;

3.как способ управления компанией, предназначенный для справедливого распределения результатов деятельности;

4.как комплекс мер и правил, помогающих акционерам «контролировать руководство компании и влиять на менеджмент».

Служба Банка России по финансовым рынкам на своем официальном сайте опубликовала материал «Корпоративное управление: история и практика» http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/ffms/ru/legislation/corp_management_study/index.html

В этом материале дано такое определение сути корпоративного управления:

«Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. …

Проблема корпоративного управления возникла с появлением крупных корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда стал происходить процесс разделения права собственности и управления этой собственностью.»

Почему Служба Банка России озаботилась просветительской деятельностью в сфере корпоративного управления? Мы находим ответ в тексте материала: «Корпоративное управление:

•повышает инвестиционную привлекательность,

•помогает привлечь долгосрочных инвесторов,

•позволяет снизить стоимость кредитования,

•увеличивает рыночную стоимость компании».

То есть, наличие налаженного, формализованного во внутренних регламентах и отчетности корпоративного управления, а также продуктивное использование таких его инструментов как фидуциарный управляющий и ревизионная комиссия, рассматривается банками и инвесторами как очень важный фактор при оценки компании при решении о кредитовании или инвестировании.

Мы видим, что введение института фидуциарного управляющего, действующего в интересах акционеров – является одним из современных инструментов корпоративного управления – как эффективного контроля и мониторинга деятельности менеджмента.

Законодательством Российской Федерации также предусматривает такой инструмент контроля и мониторинга как ревизионная комиссия, который, к сожалению, в текущей российской практике мало применяется.

Корпоративное управление, изначально, относилось только к публичным акционерным обществам, но разработанные в его целях методы и приемы применимы и для предприятий других форм собственности.

Как справедливо отмечено в материалах Службы Банка России формирование корпоративного управления связано с разделением права собственности и оперативного ежедневного управления этой собственностью.


Возврат к списку

Телефоны: +7(4872) 23-33-90, +7(4872) 23-33-93, +7(4872) 23-33-38, сотовый: +7(910) 940-09-24.
Факс: +7(4872) 23-33-34. Электронная почта: al71112@yandex.ru
Адрес местонахождения: 300026, Россия, г. Тула, пр. Ленина, д.112Б.
Адрес: для корреспонденции: 300026, г. Тула-26, а/я 126.
www.kruchkov-partners.ru